АНАШКИНО

ВНИМАНИЕ !!! Данные не систематизированны, готовится новая статья, с уточнениями и дополнениями. anashkino@narod.ru .

В Одинцовском районе имеются две деревни с этим названием. То Анашкино, что расположилось на правом берегу речки Дубешни, связано с именами людей, внесших значительный вклад в российскую историческую науку и культуру.

Впервые деревня упоминается писцовой книгой 1558 г. как владение жены Федора Болотникова Настасьи и ее сына Андрея. По данным переписи 1678 г. в сельце Онашкине значилось 5 дворов, где числилось 18 душ мужского пола. Владельцем его был Яков Максимович Стрешнев. В источниках под 1664 г. он упоминается в качестве воеводы в Коле, а в 1676-1680 гг. воеводствует в Олонце.

Судя по "Экономическим примечаниям" конца XVIII в., в сельце находился деревянный господский дом со службами, состояло 18 дворов, 76 душ мужского и 73 женского пола, а само оно принадлежало генерал-майорше Пелагее Ивановне Бланкеннагелевой, урожденной Голиковой. Здесь у своей дочери провел последние годы жизни историк петровской эпохи Иван Иванович Голиков. Жизнь его была весьма любопытна. Родился Голиков в 1735 г. в Курске в купеческой семье. В 1779 г. он вместе с родственниками взял на себя питейные откупа Архангельска, Петербурга и Москвы. Но беспошлинный провоз в Россию "французской водки" обернулся для него не барышами, а тюрьмой. Незадачливого коммерсанта спасло близкое знакомство с президентом коммерц-коллегии А. Р. Воронцовым. Летом 1782 г. по замыслу Екатерины II в Петербурге был воздвигнут памятник Петру I. Манифест императрицы от 7 августа об открытии монумента предусматривал по поводу этого достопамятного события амнистию некоторым узникам. Покровитель внес Голикова в список "прощаемых государыней", и перед ним распахнулись двери казематов. По утверждениям современников, получивший свободу Голиков помчался на площадь, пал на колени перед "Медным всадником" и поклялся в память о своем избавлении от позора посвятить остаток жизни Петру Великому и написать историю его царствования. С тех пор к коммерции он не возвращался, а не имея большого достатка для обзаведения собственным домом и хозяйством, поселился у дочери.

Приступая к созданию фундаментального труда "Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам", Голиков отводил себе скромную роль "собирателя", полагая, что он "неискусный писатель и кроме русской грамоты ничему не учившийся и нимало не упражнявшийся в...словесных науках..." Но труд его увлек, и он написал довольно необычное для своего времени двенадцатитомное сочинение, которое издал в Москве в 1788-1789 гг. книгоиздатель и просветитель Н. И. Новиков. Первые девять томов представляли жизнеописание царя с 1672 по 1719 г., а последние три содержали публикацию 1427 писем и других документов, относящихся к Петру I.

Екатерина II благосклонно отнеслась к замыслу создания "Деяний...". Голиков, с присущей ему купеческой сметкой, своего не упустил и монаршее благоволение облек в свою выгоду - получил высочайшее разрешение работать во всех архивах империи, а главное - императрица открыла усердному разыскателю "Кабинет Петра Великого" - собрание документов, адресованных генеральному преобразователю России с его собственноручными записками и замечаниями. Вскоре из разных уголков страны к нему потекла корреспонденция - пухлые пакеты с петровскими бумагами и книгами, конверты с "Анекдотами" и воспоминаниями очевидцев.

Со свойственной ему настойчивостью и деловитостью Голиков решил свой труд продолжить. И в течение семи лет - с 1790 по 1797г. - он не просто написал, но и издал еще 18 томов, названных им "Дополнениями к Деяниям". В своих работах он сумел охватить более чем столетие русской истории - в первом томе Голиков рассказал об эпохе Бориса Годунова, а в последнем осветил состояние России после смерти Петра. Чтобы полнее представить петровскую эпоху исследователь наметил создать отдельно истории "слуг Петровых". Он и в этом деле, хотя отчасти, но преуспел. В 1800 г. вышло "Историческое изображение всех дел славного женевца Франца Яковлевича Лефорта... и сослужебника его... Патрика Гордона".

Для конца XVIII столетия - века Просвещения, труд бывшего курского купца был воистину титаническим. И современники его очень высоко оценили. Император Павел I в 1799 г. пожаловал Голикова в надворные советники, что по "Табели о рангах" соответствовало в военной службе званию подполковника. Одновременно этот чин давал обладателю дворянское достоинство. На протяжении всего XIX в. "Деяния" были очень популярным в России изданием. По утверждению современников "Голиков служил единственным серьезным источником для почти всех историков Петровского царствования". Особенно уважал труд Голикова император Николай I, по настоянию которого в 1837-1847 гг. были переизданы "Деяния" и "Дополнения" к ним. Как рассказывали люди, близко знавшие привычки царя, Николай I второе издание "Деяний" имел у себя настольной книгой.

Скончался Иван Иванович в Анашкине в 1801 г., в ту самую ночь, когда в петербургском Михайловском замке Платон Зубов, возглавлявший заговорщиков, запустил в висок табакеркой сумасбродному императору Павлу I. Свое последнее пристанище Голиков обрел на кладбище соседнего села Каринского. Могила его не сохранилась.

А еще через десять дней на столе у нового императора Александра I была найдена анонимная записка замечательного содержания: блистая богатством идей, умом, талантливостью и энергией автора, поражая простой задушевностью и в то же время страстностью стремлений, она рисовала перед царем программу либерального царствования, говорила о надеждах, возлагаемых Россией на молодого императора. Александр I крайне заинтересовался запиской и велел графу Палену и Д. П. Трощинскому найти ее автора.

Им оказался Василий Назарович Каразин. Он родился в 1773 г. на Харьковщине, учился в харьковском частном пансионе, в 1791 г. поступил на службу в Семеновский гвардейский полк, а затем перешел на гражданскую службу.

В ту пору Александр I стремился прослыть либералом. Встречу с Каразиным он обыграл, как подобало случаю: государь обнял его и во всеуслышание провозгласил, что желал бы побольше иметь столь смелых, мыслящих и патриотически настроенных подданных. Приобретя необычайную популярность в обществе, В. Н. Каразин довольно быстро сумел реализовать одну из своих идей - распространение в России учебных заведений. Среди дворян и купцов он собрал огромную по тем временам сумму в 618 тыс рублей. Эти средства были представлены императору, и по ходатайству Каразина были отданы на устройство университета в Харькове, каковой и открылся в 1805 г.

http://anashkino.narod.ru/karazinsgenoi.jpg

Женат был Василий Назарович на внучке И. И. Голикова, и таким образом Анашкино перешло к нему. Здесь в начале XIX в. им был выстроен опытный завод для выработки сахара из свеклы. В 1818 г. местные крестьяне освободились от крепостной зависимости.

В 1820 г. Каразин представил Александру I записку о положении крестьян и тогдашнего российского общества. Но времена изменились. Дерзость тона и содержание записки государю не понравились, и Василия Назаровича "для острастки" ненадолго заключили в Шлиссельбургскую крепость, по выходе из которой он проживал под надзором полиции, без права жительства в Москве и Петербурге.

После его смерти в ноябре 1842 г. Анашкино достается его старшему сыну штабс-ротмистру Николаю Васильевичу Каразину. По данным 1852 г. в сельце находилась усадьба владельца, где он жил постоянно, 17 дворов и две "нанковые светлицы", и числилось 77 душ мужского и 85 женского пола. Через тридцать лет в Анашкине проживал 151 человек и значилась усадьба Каразиных.

По сведениям переписи 1926 г. в 23 дворах деревни проживало 113 человек, а в бывшей усадьбе размещался исполком Ягунинской волости и больница. В годы Великой Отечественной войны все усадебные постройки, небрежно использовавшиеся после революции, окончательно разрушили отступающие фашисты, а сама деревня была сожжена. По данным переписи 1989 г. здесь проживало 435 человек, и уже ничего не напоминает здесь о прошлом и людях, связанных с этой землей.

А. В. Нефедов

Замечания и дополнения к статье А.В. Нефедова

Анашкино-Онашкино-Онашино-ашин-род Тюрков.(или ана-мать шкин-шкура,покров)

Супы: мясной (шурпа), пшенный (тарык урэ), перловый (куцэ урэ), рисовый (корец урэ), рыбный, мучные - из лапши (онаш, салма, умац)

Анашка- с Арамейского Милость данная богом

Что же касается "Острова Русов", то, по всей видимости, Артания и была таковым 1000 лет назад. С тех пор её гидрография сильно менялась, вплоть до сегодняшнего состояния. Однако это только теория. . Анашкино, сельцо городскго стана владение генерал поручика Василия Васильевича Нарышкина, межевал 16октября 1766г Перхуров.Усадьба 17 домов1380с пашня 550д380с, сенной покос 143д2000с душ в сельце и деревне Иваньевой 184, шифр А-2к. (Б-2) НАРЫШКИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ 1712-1779 Генерал-поручик. Новгородский губернатор. Похоронен в Малом соборе Донского монастыря в Москве. Первая жена кж. СОНЦОВА-ЗАСЕКИНА (1704). Вторая жена ПАНИНА АННА ИВАНОВНА (1723-1780). Похоронена на кладбище Донского монастыря в Москве, участок 3. Дети: • СЕМЕН 1731-1807?, • ВАСИЛИЙ 1738, статский советник, в 1777 был лишен чинов, • АЛЕКСЕЙ 1742-1800 Поэт, переводчик, тайн.советник, камергер. В 1785-1787 проводил по всей России ревизию присутственных мест. В 1798 отставлен от службы, уехал за границу и занялся писанием на французском языке философских рассуждений. Не был женат. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве, участок 3.

        Село Дубешня, а к нему 3 деревни, а вытей 34, а в писменных книгах написано соха; кормити корм меньшей по князе Симеоне, по князе иноке Иване, по князе Василие.(троицко-серг лавра)

Известно также, что около 1890 г. из Кирилловской церкви был отдан пришедший в ветхость резной деревянный иконостас XVII века в церковь села Низшая Дубешня Черниговской губернии

Существует несколько, казалось бы, бесспорных указаний на то, что и Звенигород (на р. Москве) принадлежал когда-то Черниговскому княжеству. Так, Любецкий синодик, введенный в научный оборот Р.В.Зотовым, упоминает “князя Федора Звенигородского, княгиню его Софию и сына их князя Александра”48. Князя Федора Р.В.Зотов связывает с владетелями подмосковного Звенигорода50. По другим источникам также известны князья Звенигородские из рода Карачевских. Род начинался от Андриана, сына Мстислава (Михайловича или, скорее, Мстиславича) князя Карачевского и Козельского51, иногда называемого князем Звенигородским52. Сын этого Андриана и упоминается в Любецком синодике. Князь Андриан умер в 1339 г., то есть ко времени, когда Звенигород уже точно был у Москвы, что подтверждается документами. Следовательно, делается вывод о принадлежности Звенигорода до составления завещания Ивана Калиты карачевским (черниговским) князьям53.

Дополнительным аргументом, показывающим присутствие власти чернигово-северских князей в Звенигороде, служит то, что некоторые из потомков Александра Федоровича Звенигородского имели вокруг Звенигорода свои вотчины и поместья54. Мы видим, что все сведения о существовании звенигородских князей черниговского рода касаются лишь времени начала XIV в. и, может быть, конца XIII в. Некоторые данные удревняют этот временной предел. В результате раскопок звенигородского городища было найдено гончарное клеймо XII в. с княжеским знаком Ольговичей (так называемый трезубец). Отсюда Б.А.Рыбаков делает вывод о том, что возможно Звенигород был пограничным пунктом между владениями черниговских и владимирских князей в XII в.55. По археологическим данным окрестные земли были заселены вятичами56, что также дает дополнительный аргумент в защиту присутствия черниговской власти в столь отдаленном регионе. (Вятичи составляли основной этнический элемент Черниговской земли).

Однако все собранные данные могут быть поставлены под сомнение. Земли вокруг Москвы вплоть до Клязьмы также были заняты вятичами (река Клязьма служила естественной границей между вятичами и кривичами)57, и известно, что этнические границы славянских племенных союзов не совпадали с границами русских княжеств58.

Упомянутый в Любецком синодике князь Александр Звенигородский был современником великих князей московских Василия I и Василия II Темного59. Его отец Федор Андрианович указан у В.Н.Татищева под 1377 г.: “Андреяна Звенигородскаго сын князь Федоръ побилъ Татаръ многихъ”60. Здесь мы узнаем о существовании Андриана Звенигородского. По-видимому, время только его жизни приходится на тот период, когда Звенигород мог не принадлежать Москве. Известно, что князь Андриан был убит в 1339 г. и назван он был князем козельским61. Вблизи Козельска Звенигорода отыскать не удается. Вероятно, он находился вне пределов основной территории княжества, так же, как Елец располагался в стороне от Карачевских земель.

От какого же Звенигорода получил Андриан прозвание Звенигородского? Исследуя возможности появления титула князя Звенигородского С.М.Кучиньский указывает на 3 гипотезы по этому вопросу и перечисляет 5 городов, от которых черниговские по происхождению князья могли получить титул Звенигородских. Польский историк считает наиболее вероятным возникновение титула от Звенигорода над Тыкичем (Zwenihorod nad Tykiczem)62. Город Звенигород находился за Днепром возле Путивля63. Именно из этого города пришли в Москву в 1408 г. вместе с литовским князем Свидригайло князья Патрикей Наримонтович и его сын Александр, а также князь Александр Федорович Звенигородский (внук Андриана Звенигородского)64. Потомки князя Александра Федоровича Звенигородского получили вотчины около Рузы65, что дало дополнительный аргумент Р.В.Зотову видеть в них исконных владельцев Звенигорода66. (Руза некогда была звенигородской волостью)67.

В итоге в руках сторонников былой принадлежности московского Звенигорода Чернигову остается только один сильный довод - находка гончарного клейма с символом Ольговичей. Вероятно, эта находка была попросту случайной.

Итак, необходимо прийти к выводу, что черниговские владения не распространялись до среднего течения р. Москвы к району г. Звенигорода. Город этот принадлежал, надо полагать, уже с момента своего появления владимиро-суздальским князьям.

Существует несколько, казалось бы, бесспорных указаний на то, что и Звенигород (на р. Москве) принадлежал когда-то Черниговскому княжеству. Так, Любецкий синодик, введенный в научный оборот Р.В.Зотовым, упоминает “князя Федора Звенигородского, княгиню его Софию и сына их князя Александра”48. Князя Федора Р.В.Зотов связывает с владетелями подмосковного Звенигорода50. По другим источникам также известны князья Звенигородские из рода Карачевских. Род начинался от Андриана, сына Мстислава (Михайловича или, скорее, Мстиславича) князя Карачевского и Козельского51, иногда называемого князем Звенигородским52. Сын этого Андриана и упоминается в Любецком синодике. Князь Андриан умер в 1339 г., то есть ко времени, когда Звенигород уже точно был у Москвы, что подтверждается документами. Следовательно, делается вывод о принадлежности Звенигорода до составления завещания Ивана Калиты карачевским (черниговским) князьям53.

Дополнительным аргументом, показывающим присутствие власти чернигово-северских князей в Звенигороде, служит то, что некоторые из потомков Александра Федоровича Звенигородского имели вокруг Звенигорода свои вотчины и поместья54. Мы видим, что все сведения о существовании звенигородских князей черниговского рода касаются лишь времени начала XIV в. и, может быть, конца XIII в. Некоторые данные удревняют этот временной предел. В результате раскопок звенигородского городища было найдено гончарное клеймо XII в. с княжеским знаком Ольговичей (так называемый трезубец). Отсюда Б.А.Рыбаков делает вывод о том, что возможно Звенигород был пограничным пунктом между владениями черниговских и владимирских князей в XII в.55. По археологическим данным окрестные земли были заселены вятичами56, что также дает дополнительный аргумент в защиту присутствия черниговской власти в столь отдаленном регионе. (Вятичи составляли основной этнический элемент Черниговской земли).

Однако все собранные данные могут быть поставлены под сомнение. Земли вокруг Москвы вплоть до Клязьмы также были заняты вятичами (река Клязьма служила естественной границей между вятичами и кривичами)57, и известно, что этнические границы славянских племенных союзов не совпадали с границами русских княжеств58.

Упомянутый в Любецком синодике князь Александр Звенигородский был современником великих князей московских Василия I и Василия II Темного59. Его отец Федор Андрианович указан у В.Н.Татищева под 1377 г.: “Андреяна Звенигородскаго сын князь Федоръ побилъ Татаръ многихъ”60. Здесь мы узнаем о существовании Андриана Звенигородского. По-видимому, время только его жизни приходится на тот период, когда Звенигород мог не принадлежать Москве. Известно, что князь Андриан был убит в 1339 г. и назван он был князем козельским61. Вблизи Козельска Звенигорода отыскать не удается. Вероятно, он находился вне пределов основной территории княжества, так же, как Елец располагался в стороне от Карачевских земель.

От какого же Звенигорода получил Андриан прозвание Звенигородского? Исследуя возможности появления титула князя Звенигородского С.М.Кучиньский указывает на 3 гипотезы по этому вопросу и перечисляет 5 городов, от которых черниговские по происхождению князья могли получить титул Звенигородских. Польский историк считает наиболее вероятным возникновение титула от Звенигорода над Тыкичем (Zwenihorod nad Tykiczem)62. Город Звенигород находился за Днепром возле Путивля63. Именно из этого города пришли в Москву в 1408 г. вместе с литовским князем Свидригайло князья Патрикей Наримонтович и его сын Александр, а также князь Александр Федорович Звенигородский (внук Андриана Звенигородского)64. Потомки князя Александра Федоровича Звенигородского получили вотчины около Рузы65, что дало дополнительный аргумент Р.В.Зотову видеть в них исконных владельцев Звенигорода66. (Руза некогда была звенигородской волостью)67.

В итоге в руках сторонников былой принадлежности московского Звенигорода Чернигову остается только один сильный довод - находка гончарного клейма с символом Ольговичей. Вероятно, эта находка была попросту случайной.

Итак, необходимо прийти к выводу, что черниговские владения не распространялись до среднего течения р. Москвы к району г. Звенигорода. Город этот принадлежал, надо полагать, уже с момента своего появления владимиро-суздальским князьям.

к началу 20-х годов XVII в. уезд практически обезлюдел, что отмечали писцы, посланные при царе Михаиле Федоровиче "писать пашню" по стране. Писцовая книга 1624 г. рисует картину страшного запустения. В самом уездном центре тогда считалось всего 28 дворов, где жило 37 человек, и 29 запустевших дворовых мест.
Непрерывные военные действия 1606-1618 гг. привели к тому, что Звенигородский уезд попадал в число наиболее разоренных, ибо население ушло в более благополучные уезды. За крестьянами потянулись мелкие помещики. В начале 1620-х годов мы видим Власьевых, Болотниковых и Рукиных на службе в Воронеже.

Итак, IX век - на этой земле живут племена вятичей. Но уже в XII веке, при Юрии Долгоруком, Истринский край начинает заселяться выходцами с Киевской Руси, из Таврии, Галиции. Здесь строится городище - Сурожик. Откуда взялось это название, неизвестно. Существует несколько версий. В то время в Крыму был город Сурож, может быть, в честь него и был назван Сурожик, а может Сурожик получил свое имя от Сурожика Витебского в Белой Руси. У каждой из этих версий свои приверженцы. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что было на самом деле. Да и название нашей реки, пришедшее из того давнего времени, таит в себе много загадок. Одни говорят, что реку так назвали переселенцы с Дуная, много веков назад называвшегося Истром. Другие же считают, что она названа так в честь вавилонской богини Иштар, богини любви и плодородия. Третьи утверждают, что река получила свое имя за то, что вытекала из трав. И тем не менее никто не может принять одну точку зрения и отвергнуть все остальные. На мой взгляд, так даже интереснее: когда существует тайна - каждый может сложить о ней свою собственную легенду.

 

 

 

 

Церкви частенько устанавливались на местах разоренных языческих святилищ.
“...куда же древе погани жряху бесам на горах — туда же ныне цркви стоят златоверхия9”.
Подобная замена языческих святилищ на православные церкви с приходом христианста происходила на Руси повсеместно. Согласно летописи, основу этому процессу положил князь Владимир (988 год).
“...приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры10”.

1)… Владельцем его был Яков Максимович Стрешнев похоронен на территории Московского кремля

Отец его:

(про ясенево)

в духовной грамоте Ивана Калиты и относится к 1328 году. Эта деревня упоминается в завещаниях и других московских князей. Выгоревшие и обезлюдевшие в Смутное время “пустошь Возцы, Теплый Стан тож” в 1628 году были пожалованы московскому служилому дворянину Максиму Федоровичу Стрешневу за участие в освобождении Москвы от полков польского королевича Владислава. Максим Стрешнев — близкий родственник царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, супруги царя Михаила Федоровича Романова.

Следующим верхотурским воеводой стал Максим Федорович Стрешнев (1644-1646). Близкое родство с царем давало Стрешневу надежду на беспошлинный провоз товаров в Сибирь и обратно. Однако правительство пыталось сделать таможню независимой от воеводской власти. С новыми полномочиями в Верхотурье прибыл новый таможенный голова Кирилл Гагунин, член сольвычегодской посадской общины, и началась ожесточенная борьба между таможней и воеводой. Андрей Липин уже не участвовал в ней, во время принесения присяги новому царю Алексею Михайловичу 29 октября 1645 г. он назван "прошлым таможенным и заставным головой".

На ходатайство это последовала также Царская грамота на имя Верхотурского воеводы Пушкина, от 2 декабря 1622 года следующего содержания: "От Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии, в Сибирь на Верхотурье, воеводе нашему Иоану Иоановичу Пушкину. Била нам челом Верхотурскаго города Покровскаго монастыря игумения Анисия с сестрами: во 129 году ехал богомолец наш Киприан архиепискуп, и их де собрал в мире и устроил им церковь Покрова Пресвятой Богородицы, и устроил им наше богомолье монастырь, а монастыря де девичья прежде сего не было, келью им на том месте поставил; а живет де их в той кельишке десять сестер, а их тех де кельишек и ограды де около того места, и колоколов, книг и образов нет и купити нечем, для того что волочились они меж двор и жили в мире, а вотчинки и никаких угодий у того нашего богомолья нет; и нам бы их пожаловати, велети то наше богомолье Покровской монастырь устроити, церковь и кельи, и ограду около монастыря, чтоб им в мире шатаца и с мирскими людьми не жити, и пожаловати бы их милостыней, хлебным и денежным жалованием, и велети бы у Покрова Пресвятей Богородицы попа и дьячка и пономаря устроити нашим жалованием, денежною и хлебною ругою. И мы Покровскаго монастыря старицы пожаловали, велели им на нынешний на 131 год на один дати по два рубли старице, а впредь велели устроити

их по прежнему нашему указу землею, пашнею и рыбными ловлями. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б Покровскаго монастыря старицам, игуменье Анисье с сестрами, велел дати на нынешний 131 год нашего жалованья по 2 рубли старице из Верхотурских изо всяких доходов, да тое дачю велел написати в расходные книги и в сметной список своею статьею; а впредь бы еси того Покровскаго монастыря игуменью Анисью с сестрами устроил пашенною землею, рыбными ловлями и угодьями по прежнему нашему указу, чем бы сытыми быти; а в котором месте в Верхотурском уезде пашенною землею,

 

 

Верхотурский воевода Максим Стрешнев

рыбными ловлями устроишь и на сколько четвертей пашенные земли и сенных покосов и рыбных ловель и всяких угодий к Покровскому монастырю отведут, и ты б о том отписал к нам в Москве, а отписку велел отдати в Казанском дворце боярину нашему князю Алексею Михайловичу Воротынскому, да диаком нашим, Ивану Болотникову, да Феодору Опроксину, да Афонасью Истомину. Писан на Москве, лета 7131, декабря во 2 день".

За скрепою диака Афонасия Истомина (Перм. Лет. Шишонко).

Из этой грамоты усматривается, что Покровский монастырь был основан и на первое время его существования довольно обеспечен. В 1645 году б июня дана была грамота верхотурскому воеводе Максиму Стрешневу о присылке сметы деньгам и материалам на постройку церкви и прочих построек в монастыре.

Стрешневы - дворянский род, по сказаниям старинных родословцев происходящий от Якова Стрешевского, стольника плоцкого, сын которого, Дмитрий Яковлевич, выехал при великом князе Иване Васильевиче в Москву и был родоначальником Стрешневых. Иван Филиппович Стрешнев (умер в 1613 г.) был разрядным дьяком, думным дьяком при Самозванце , потом думным дворянином. На дочери его внучатого племянника Лукьяна Степановича (умер в 1650 г.), Евдокии, женился царь Михаил Феодорович , и вследствие этого брака возвысился род Стрешневых; отец царицы, ее дядя, воевода в Лихвине Федор Степанович (умер в 1647 г.), сын Ивана Филипповича Василий (умер в 1661 г.), брат царицы Семен Лукьянович (умер в 1666 г.) и ее двоюродный брат Иван большой Федорович были боярами. Родион и Иван Матвеевичи Стрешневы - см. выше. Из внуков боярина Родиона Матвеевича Василий Иванович (умер в 1782 г.) был сенатором, Петр Иванович (умер в 1771 г.) - генерал-аншефом. В 1802 г. род Стрешневых пресекся и фамилия эта была передана одной отрасли рода Глебовых, в свою очередь пресекшейся. Род Стрешневых был внесен в VI ч. родословной книги Московской губернии (Гербовник, II, 61).


... Стрешневу Родиону, окольничему. Родион Матвеевич Стрешнев в то время (с 1663 по 1680 г.) заведовал Сибирским приказом. Р. Стрешнев нес дипломатическую службу, когда решался вопрос о присоединении Украины к России (в 1653 г. вел переговоры с Богданом Хмельницким), в 1654-1655 гг. участвовал в походе против польского короля. Во время распри царя Алексея с патриархом Никоном царь чаще всего посылал к опальному патриарху именно Р. Стрешнева. С 1679 г. Р. Стрешнев был дядькой при царевиче Петре Алексеевиче и в качестве дядьки принимал участие в венчании в 1682 г. Петра I на царство.

24. Боярин Василей Ивановичь Стрешнев и вместо боярина

(ИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г. 424)

      В сентябре 1624 года царь, по назначению матери, женился на дочери князя Владимира Тимофеевича Долгорукова Марии, против собственного желания. 19 сентября было совершено бракосочетание, а на другой день молодая царица оказалась больной. Говорили, что ее испортили лихие люди. Неизвестно, кто были лихие люди и действительно ли царица была жертвой тайного злодеяния; только через три месяца с небольшим, 6 января 1625 года, она скончалась. Современник летописец указывает на это, как на Божие наказание за насилие, совершившееся над Хлоповой. 29 января 1626 года царь вступил во второй брак с дочерью незнатного дворянина Евдокией Лукьянов-ной Стрешневой, будущей матерью царя Алексея. Замечательно, что ее ввели в царский дворец и нарекли царицей только за три дня до брака, как бы в предупреждение придворных козней, уже погубивших двух царских невест.

Срок перемирия с Польшей истекал, и в 1631 году правительство начало готовиться к войне, так как во все прежние годы беспрерывные недоразумения с Польшей показывали, что война неизбежна. Ведено было дворянам и детям боярским быть готовыми 22. С монастырских имений, со всех вотчин и поместий за даточных людей положены были деньги: по 25 р. на конного и по 10 р. на пешего. Между тем сознавалась потребность водворения правильного обученного войска на иностранный образец, и так как из русских людей такого войска нельзя было составить в скором времени, то поневоле решено было пригласить иностранцев. Узнавши об этом желании, начали являться в Россию разные иноземцы с предложениями нанимать за границей ратных людей. Правительство дало поручение такого рода полковнику Лесли и подполковнику Фандаму, служившему некогда французскому королю; правительство приказало им нанять за границей полк ратных людей всяких наций, но только не католиков, с платой вперед на 4 месяца и с правом, по желанию, удалиться в отечество, оставивши, однако, в России свое оружие; раненым обещана была награда. Лесли и Фандам, кроме наема людей, имели также поручение купить за границей 10000 мушкетов с фитилями, для вооружения иноземных солдат (каждый мушкет обошелся тогда по 1'/^ Р-)-Кроме того, выписано было из Голландии несколько людей, знающих городовое дело, и сделана была закупка пороху, ядер и сабельных полос. Правительство так дорожило наемными иноземными воинами, что, заслышав о прибытии Лесли с ратными людьми, выслало им навстречу воеводу Стрешнева с приказом продовольствовать их харчевникам на пути пивом и съестными припасами; велело выбрать особых целовальников для наблюдения, чтобы харчевники не брали с них лишнего

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (Тэрки kаганаты), гос. тюрков, возникшее на терр. Горного Алтая в 551, после восст. тюрк. племени теле против монголояз. жуань-жуаней (аваров) в 545. Гос-во возглавил Бумын (вождь племени ашин), принявший титул кагана. После смерти Бумына в 552 власть унаследовал его брат Муган-каган, при к-ром границы Т.к. расширились на всю Центр. Азию и Южн. Сибирь. К кон. 60-х гг. 6 в. под властью тюрк. кагана находились терр. от Корейского залива до Каспийского моря и от Вел. китайской стены до верховьев Енисея. Преследуя аваров, тюрк. отряды в 558 вышли к Волге, в 576 вторглись в Крым и заняли г.Боспор, где властвовали 12 лет.

Непрерывные завоеват. походы, гражд. война 582-603 обусловили распад Т.к. на 2 гос-ва - Вост. и Зап. каганаты. Вост. каганат в 630 был завоеван китайцами. Каганы зап. тюрков утвердили свою власть на терр. Ср. Азии и Центр. Казахстана. Они вели постоянные войны с Сасанидским Ираном, совершали походы на С., в степные и лесостепные р-ны Зап. Сибири и Зауралья (на терр. совр. Оренб. и Челябинской обл. найдены тюрк. поминальные оградки и каменные изваяния 7-8 вв.). В нач. 8 в. Зап. Т.к. распадается под ударами войск возродившегося Вост. Т.к. и завоевавших Сасанидский Иран арабов.

 

Дубешня возможно ду-2 Беш-река в Абхазии.(беш-5)---Второй Беш-?

которые в своем большинстве появились в Восточной Европе вместе с татаро-монгольскими ордами хана Батыя в первой половине XIII века. Наиболее крупные использовались для стрельбы по коням врага.(раскопки на реке Беш)

Т.е. Чингиз хан использовал тюрка и тюркское письмо. Это было легко т.к. он и сам был тюрком.

 

 

Болотниковы

  “А на суде были дворской звенигородской Андрей Иванов сын Болотников,( 29 ноября 1504 г. властям Чудова монастыря была выдана правая грамота по результатам суда о лугах на р. Истре)

. Остались не утвержденными в древнем дворянстве Герольдией Правительствующего Сената следующие Болотниковы: 1) происходящие от Осипа Семеновича Болотникова, верстанного в 1690 г. "за многую службу в Турецкую и Крымскую войны" поместьями в Суздальском и Торопецком уездах (внесено в I часть родословной книги Псковской губернии);

   Болотниковы были родом звенигородских вотчинников, связанным, видимо, по службе князю Юрию Ивановичу Дмитровскому так же с Рузским 27 и Дмитровским уездами 28. Болотниковы владели вотчинами и в московском Сурожском стане (писцовая книга 1585 — 86 г.) 29, и в звенигородском Угожском стане (писцовая книга 1592 — 93 гг.) 30. Преимущественно же их вотчины находились в Тростенском стане Звенигородского уезда (писцовая книга 1592 — 93 гг.) 31. В первой половине XVI в. представители рода Болотниковых получили поместья в Вяземском уезде 32. Именно по Вязьме двое Болотниковых были записаны в Дворовую тетрадь 50-х гг. XVI в. дворовыми детьми боярскими 33. Это наиболее определённый пример принадлежности потомков дворских к числу детей боярских.

Важно отметить, что потомки среди детей боярских фиксируются именно у городских дворских, а не волостных. Из пяти достаточно уверенно отождествляемых родов потомков дворских-землевладельцев только один владел землями на поместном праве (Валовые в Новгороде) и четыре на вотчинном праве или и вотчинном, и поместном (Болотниковы, Верхоглядовы, Едигеевы, Немировы). Из этих четырёх родов только для половины совпадает район отправления должности дворского и вотчинного землевладения (Болотниковы, Немировы). Но если к двум последним семьям добавить известия о Максиме Топорихине, Борисе Короваеве, Афанасии Коротком, то связь потомков дворских с местностью, где были дворскими их предки, прослеживается вполне определённо. Случаи различия территорий работы дворским и владения землей интересно сопоставить с тем фактом, что Иван Нармацкий был сотским в Дмитровском уезде, а его родственники, дети боярские Нармацкие, служили по Владимирскому и Суздальскому уездам 59. Сказанное может свидетельствовать только об одном: управление княжеским хозяйством не было единственной сферой деятельности этого разряда княжеских слуг.

Андрей Иванов с. Болотников 1504 г. ноября 29 Звенигород Сурожский ст. Москов. у. РД. Вып. 4. № 10, С. 52.

  1. Кобрин В.Б. Указ. соч. С. 125, 126. В 1530 г. получили поместья Фёдор и Иван Савлуковы дети Болотникова и Федора сын Лобан — Акты XIII — XVIII вв., представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества. Собрал и издал А. Юшков. Ч. I. М., 1898. № 129. С. 112.
  2. Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI века (далее — ТКДТ). М. — Л., 1950 . С. 190 — 191, в том числе и Лобан Федоров сын Савлуков Болотникова.

Болотниковы (потомство Федора и Ивана Савлуковых и Федора Федорова детей Болотниковых) - 2 варианта;(Герб фамильный)

САВЛУКОВЫ. Скорее всего, от вышедших в середине XVI века на русскую службу казанцев. В 60-е годы XVI века неоднократно упоминается гонец и посол, в том числе в Швецию и Данию, Савлуков Тауз (ПСРЛ, 29, с. 351 — 352). Несколько раньше, под 1551 годом, отмечается дьяк Савлук Турпеев, а в конце XV века упомянут помещик в Новгороде Никита Савинович Савлуков (Веселовский 1974, с. 276). Все основные фамилии и имена имеют тюркскую основу: Савлуков — от савлык "здоровье"; Тауз — от тауыз "горный"; Турпеев — от терпя "упрямый".

....Турпеев Савлук [см. Савлук] Семенович, в иночестве Серапион, дьяк митрополита Макария, 1551; Петр Дмитриевич Турпеев, середина XVI в., Козельск

Савлук Болотников [см. Болотников], первая четверть XVI в., Вязьма; Серапион Савлук Турпеев [см. Турпеев], дьяк митрополита Макария, 1551 г.; Никита Савинович Савлуков, помещик, конец XV в., Новгород; Савлуков Денис, дьяк, 1664 г.; Саблуков Тимофей, дьяк, 1665 г., Двина [см. Карман, Острец, Тупик]
Савлук — сорт яблок коричневого цвета

Болотниковы. - По родословным книгам предок их Савлук Болотников выехал из Литвы в Россию при великом князе Василии Ивановиче с сыновьями Федором и Иваном в начале XVI века и жалован был поместьями в вяземском уезде. - Внук Федора Савлуковича, Матвей Лобанович находился рындой при Иоанне Грозном в 1572 г. - Борис, Никита и Андрей Болотниковы, дети боярские вяземского уезда, подписались в 1565 г. по боярине Иване Петровиче Яковле-Захарьине, Андрей в 50, Борис в 25, Никита в 20 рублях. Утеш Никитич находился рындой при царе, а Федор и Алексей Кауровичи - рындами при царевиче Иоанне Иоанновиче в 1572 г. - Иван Болотников, дворцовый дьяк, участвовал в избрании царя Михаила Федоровича , потом был судьей в приказе Казанского дворца. В XVII столетии Болотниковы служили в стряпчих, стольниках и дворянах московских. 22 представителя этого рода были владельцами населенных имений в 1699 г. Происшедшие от правнука Ивана Савлуковича - Ивана Власьевича Болотникова - были записаны в VI часть родословных книг губерний: Курской, Костромской и Тамбовской. Из этого рода происходили: Федор Сидорович Болотников, стольник при Петре I и участник посольства во Францию и Англию, и Алексей Ульянович (1760 - 1828), сенатор и член государственного совета. Остались не утвержденными в древнем дворянстве Герольдией Правительствующего Сената следующие Болотниковы: 1) происходящие от Осипа Семеновича Болотникова, верстанного в 1690 г. "за многую службу в Турецкую и Крымскую войны" поместьями в Суздальском и Торопецком уездах (внесено в I часть родословной книги Псковской губернии); 2) происходящие от Сидора и Ивана Парфеньевичей Болотниковых и записанные по Костромской губернии вместо VI части родословной книги во II часть, и 3) потомки Семена, Алексея и Федора Силиных, верстанных поместьями в 1685 г. Записаны во вторую часть родословной книги Псковской губернии. В. Р-в.

 

САБЛУКОВЫ. Фамилия известного востоковеда и переводчика Корана Г.С.Саблукова, по мнению Н.А.Баскакова (1579, с. 71 — 72), происходит от тюркского корня саблук "- салбук "вялый, слабый". В ОГДР (I, с. 80) записано, что Саблуковы происходят из "польского шляхетства", а к православной вере приведены в 1665 году при Алексее Михайловиче. Возможно, это выходцы из золотоордынских татар, активно уходивших в первой половине XV века в Литву и Польшу. См. также Савлуковы (Веселовский 1974, с. 276).

 

  САВЛУКОВЫ. Скорее всего, от вышедших в середине XVI века на русскую службу казанцев. В 60-е годы XVI века неоднократно упоминается гонец и посол, в том числе в Швецию и Данию, Савлуков Тауз (ПСРЛ, 29, с. 351 — 352). Несколько раньше, под 1551 годом, отмечается дьяк Савлук Турпеев, а в конце XV века упомянут помещик в Новгороде Никита Савинович Савлуков (Веселовский 1974, с. 276). Все основные фамилии и имена имеют тюркскую основу: Савлуков — от савлык "здоровье"; Тауз — от тауыз "горный"; Турпеев — от терпя "упрямый".

В XVII веке существовал и еще один монастырь на Истринской земле - Онуфриевский на территории современного села Онуфриева на берегу Тростенского озера. В справочном списке писцовых книг Звенигородского уезда 1622-24 гг.("Материалы для истории Звенигородского края", вып. 1, М., 1992) о нем говорится: "Под Онофреевским монастырем большое озеро Тростенское, треть того озера царя Семеона Касаевича, а другая треть Онофреева монастыря, а третья треть Сторожевского монастыря. А коли на которой год на царя не ловят рыбы в его трети, и толды давали сторожевской и онофреевской игумены з братьею по рублю денег на год. А нынеча им давати оброку в цареву казну по сороку алтын, а дворецкого пошлин по семи денег, а дьячьих по получетверти денге." (стр. 99).

Ядигар-Мухаммед (Едигер-Махмет) (? - 1565) - астраханский уаревич, сын астраханского хана Касима. Во время службы царю (после присоединения Астраханского ханства к России) в ногайских улусах был призван казанскими татарами на ханский престол, вопреки желанию Москвы. Руководил героической обороной Казани (1552 год) во время осады ее русскими. После взятия города Иван Грозный пощадил Ядигар-Мухаммеда и увез его в Москву, где бывший хан принял православие под именем Симеона Касаевича, женился на дочери А. Кутузова-Клеопина Марии и занял высокое положение при дворе. В 1555 году ходил против крымских татар, в 1563 году - против литовцев, а через год его послали против литовского воеводы кн. А.М. Курбского, шедшего на Полоцк.

Колычов Василий Федорович - воевода в царствование Ивана Грозного, сын Ф. Г. Колычова. В1555 был отправлен с большим полком 5-м воеводой в карат, поход против казанцев и черемисов. В 1558 послан из Коломны и Пронск воеводой. В том же году ходил в Ливонию в составе полка лев. руки. В 1559 направлен по крымским вестемголовой на берег”, в полк прав. руки. В 1560 ходил из Пскова к Алысту головой в передовом полку. Летом 1560 - голова в полку прав. руки в Ливон. походе к Вильянди. В 1565 - пристав у Симеона Касаевича (Ядигар-Мухаммеда) в полку прав. руки в Великих Луках, откуда ходил “по озерушским вестем” во Ржев. В 1567 послан 1-м воеводой в Велиж.

 

Колычов-Лобан Иван Андреевич (?-1502) - окольничий и воевода в княжение Ивана III Васильевича, сын А. Ф. Колычова. В 1494 ездил послом к хану Менгли-Гирею, чтобы уговорить его выступить на Литву. В следующем году вернулся из Крыма с царевичем Абдул-Латифом, ехавшим на службу к вел. князю, и в том же году был послан наместником в Новгород Великий. В 1495 водил передовой полк в походе гл. воеводы Я. 3. Кошкина на шведов. В 1499-1501 служил наместником в Новгороде; в 1501 ходил оттуда в Пек. землю, куда вторглись ливон. рыцари во главе с Плеттенбергом. В 1502 служил в Ивангороде и погиб при нападении ливонцев на крепость.

 

Колычов-Черный Иван Андреевич - воевода в княжение Ивана III Васильевича и Василия III Ивановича, сын А. А. Колычова. В 1513 водил сторожевой полк против литовцев из Великих Лук к Браславлю, затем командовал полком лев. руки в походе из Великих Лук к Полоцку против литовцев. В 1514 стоял в Великих Луках с полком лев. руки 2-м воеводой, затем был послан к Орше с полком прав. руки 2-н воеводой, участвовал в Оршинской битве, но плена избежал. В 1515 командовал полком лев. руки в Великих Луках, откуда направлен со сторожевым полком к Полоцку. В 1516 снова командовал полком лев. руки в Великих Луках. В 1517 -2-й воевода полка прав. руки там же. Участвовал в разгроме литовцев под Опочкой. В 1519 ходил и-м воеводой в составе полка прав. руки из Великих Лук к Полоцку против литовцев. В 1521 - 6-й воевода в Торопце. В 1522-1525 дважды ездил с посольством в Крым

УВАРОВЫ. От Увара сына Минчака Касаева (Касаевича), выехавшего из Орды к Вел. кн. Василию Дмитриевичу на рубеже XIV — XV вв. (ОГДР, V, с. 33). В родстве с Давыдовыми, Злобиными, Оринкиными (см.). В потомках — графы, учёные, военные.

ДАВЫДОВЫ. Род от Давыда (Давуда) сына мурзы Минчака Касаевича, вышедшего из Золотой Орды к Великому князю Василию Дмитриевичу и принявшего при крещении имя Симеон (ОГДР, II, с.51; V, с. 33; БК,. II, с. 306, № 215). С 1500 года уже имели вотчины, в том числе в XVII - XX вв. в Нижегородской и Симбирской губерниях. В родстве с Уваровыми, Злобиными, Оринкиными (см.). Фамилия и имя Давыд ~ Давуд - Дауд - арабизиро-ванная и тюркизированная форма еврейского имени Давид,что означает "любимый, любящий" (Гафуров 1987, с. 142; Баскаков 1979, с.97). В потомках - воины (Денис Давыдов), декабристы, дипломаты, академики и др. (РБС, VI, с. 10 - 15; ЭС, 1987, с. 355).

мурзе Минчаку Касаевичу (в крещении Симеону), въехавшему в Москву в начале XV века.

 

в нашем распоряжении материалы, относящиеся ко времени царя Фёдора Иоанновича, когда село относилось к Локношскому стану Рузского уезда. В писцовых книгах 1594 года можно прочитать: "вотчина Троицы Сергиева монастыря село Тархово, что то село с деревнями дала в дом Живоначальныя Троицы и великим чудотворцам Сергию и Никону царя Симеона Касаевича княгиня Марья по духовной грамоте матери своей Авдотьи Андреевой жены Кутузова 6078(1570) году

Казанский хан Едигер был взят в плен и отправлен в Москву. В 1553 г. он крестился под именем Семиона Касаевича, а затем женился на Марии, дочери Андрея Кутузова. В 1563 г. в возрасте 43 лет умер.

В середине XVI в. Звенигород вновь отдается в удел татарским царевичам. В 1551 г. в Москву прибыл свергнутый с престола астраханский царь Дербыш-Алей. В 1552 г. он получил в управление Звенигород и владел им вплоть до 1554 г., когда с помощью русской рати возвратил себе астраханское ханство. Почти сразу же после этого удел был отдан последнему казанскому царю Едигеру, после крещения на Руси получившему имя Симеона Касаевича, и оставался за ним до его смерти осенью 1565 г.

Гидронимия – совокупность гидронимов. Дославянские названия рек России многочисленны, поскольку славянские составляют лишь относительно новый слой. Древнейшее доиндоевропейское и дофинноугорское население Центральной России было впоследствии ассимилировано индоевропейцами и финноуграми. Московская область находится в западной части Волго-Окского междуречья. Финно-угорская гидронимия представлена лишь в северо-восточной ее части и не переходит за меридиан Москвы. Балтийские гидронимы представлены там же.

В I тысячелетии н.э. древние балты контактировали с финно-угорским населением, представленным племенами меря, мурома и др. В 8–9 вв. в Волго-Окском междуречье появляются первые славянские колонисты. Но после их прихода балтийское население оставалось на своих местах. Летописи 1058 и 1147 упоминают балтийское племя “голядь” на реке Протва, в юго-западной части современной Московской области. Гидронимия балтийского типа встречается на территории всей Московской области. На юго-западе она наиболее поздняя, оставленная голядью.

По первой линии шел колонизационный приток с новгородского северо-запада и смоленского запада, по второй - с днепровского юго-запада и с верхнеокского юга, из страны вятичей. Вслед за окрайными речными магистралями заселялись и внутренние их притоки, прорезывающие междуречье, хотя и здесь были незапамятностаринные центры, как Ростов и Суздаль. Большая часть здешних городов возникла с половины XII в. или немного раньше. Появление города на притоке служило признаком скопления вдоль реки значительного сельского населения, нуждавшегося в укрепленном убежище. Географическое размещение внутренних городов междуречья, постройку которых можно относить к XII и XIII вв., показывает, что пришлое население осаживалось по притокам всего междуречья разбросанными полосами (идя с запада на восток: Волок Ламский, Вышгород и, может быть, Боровск на Протве, Звенигород, Москва, Клин, Дмитров, Переяславль, Юрьев Польской, Владимир, Боголюбов, Нерехта, Стародуб, Гороховец). При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками важное значение получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты сухопутного и речного сообщения.

ПУШЕЧНАЯ УЛИЦА 3. Сюда выходило владение, расположенное между Кузнецким мостом и Софийкой, принадлежавшее в XVII веке стольнику И. М. Вердеревскому. В начале XIX века владение генерал-майора Е. И. Бланкеннагеля, а от него перешедшее к Каразиным. С 1880-х гг. — владение Попова, потом братьев Джамгаровых. Сюда, на Софийку, в XIX веке выходили небольшие строения с магазинами. В 1850-х гг. находилась красильня Руссель и Мари, обслуживавшая гардеробы московских театров. К владению примыкал небольшой участок с питейным домом “Татьянка”. В 1910-х гг. в доме Джамгаровых жил артист Большого театра М. И. Табаков — основоположник отечественной школы трубачей, впоследствии известный педагог, доктор искусств и заслуженный деятель республики. Был тогда и магазин фотопринадлежностей “Иосиф Скамони”.

12. В XVII веке — владение стольника И. М. Вердеревского с двумя домами по улице. В середине XVIII века — графа П. Б. Шереметева, в 1770-х годах — иностранца Ивана Тардье, а спустя десять лет француженки Марии Францовны Роже. В начале XIX века — владение строителя Неглинного канала генерал-майора Егора Бланкеннагеля, с каменным домом и садом. В доме в 1810-х гг. помещалась книжная лавка Горна. В пожар 1812 года дом уцелел, и через пять лет он перешел к падчерице владельца, которая стала женой Василия Назаровича Каразина, известного просветителя, принимавшего участие в организации Харьковского университета. После смерти ученого в 1842 году владение перешло к его детям. В доме Каразина в 1820-х годах славилась кондитерская Гуа, а на втором этаже находилась книжная лавка одного из лучших московских типографщиков Августа Семена. В 1831 году здесь разместились магазин и отделение старейшего банкирского Санкт-петербургского дома И. В. Юнкера, организованного в 1819 году. Здесь можно было приобрести галантерею и разнообразные товары — часы, хрусталь, лампы, резиновые галоши и плащи, бритвы нового изобретения, различный табак. Скоро магазин стал торговать шляпами собственной фабрики и свечами своего завода, снабжая ими императорский двор и театры. Этот универсальный магазин предоставлял право вести торговлю другим фирмам и частным лицам в отведенных здесь отделах — “депо”. Так, имелось “депо” известного санкт-петербургского зубного врача Б. Вагенгейма, продававшего многочисленные средства для сохранения зубов. Тут можно было купить “зубную мастику, которая тотчас в зубе окаменевает, а коею всякий сам может запломбировать пустые зубы”. Банкирская контора Юнкера продавала и покупала облигации различных кредитных обществ, строительных комитетов, железных дорог. В. 1876 году эта контора приобрела дом № 16 и переехала туда. Долгое время был музыкальный и нотный магазин Августа Грессера. Магазин семьи Дациаро торговал картинами, гравюрами, бумагой и краской для художников. В начале 1870-х годов владение переходит к известному чаеторговцу, купцу К. С. Попову, который возводит 4-этажный дом по проекту архитектора А. И. Резанова. В доме с пассажем разместились магазины меховых изделий С. И. Белкина, ювелирный И. Фульда, юридических книг А. Скорова. Сюда перевел свою фотографию А. А. Эйхенвальд. Здесь была и его квартира, где жили его жена Ида Ивановна — арфистка, профессор Московской консерватории, дочь Маргарита и ее муж Степан Евтропиевич Трезвинский — молодые певцы, только что окончившие Московскую консерваторию и дебютировавшие на сцене Большого театра. В доме жил и артист Малого театра М. А. Решимов. В 1882 году на крыше была установлена мачта с тянувшимися от нее проводами. Здесь 1 июля была открыта первая московская телефонная станция. В 1885 году над главным входом зажглась, тоже первая, световая реклама из электрических лампочек, составлявших слово “пассаж”. Владелец дома чаеторговец К. С. Попов привлекал к участию в экспедициях для изучения чайных плантаций ученых специалистов, ботаников и фармакологов под руководством профессора Московского университета В. А. Тихомирова. В 1892 году К. С. Попов приобретает на Кавказе до 300 десятин земли, где были заложены чайные плантации (имение Чаква и др.). Первый сбор чая был сделан в 1895 году. Владелец дома Попов был страстным коллекционером и в своих деловых поездках по восточным странам приобретал художественные изделия, которые демонстрировал в специально устроенных залах. Устраивал выставки декоративных тропических растений. В 1899 году эти ценные художественные коллекции были подарены музею Строгановского училища. В экспозиционных залах пассажа неоднократно устраивались выставки картин И. Г. Айвазовского, Н. А. Ярошенко, русских и французских живописцев и др. В начале 1890-х годов в доме была редакция иллюстрированного журнала “Царь-колокол”. В журнале сотрудничали А. В. Амфитеатров, Вас. Ив. Немирович-Данченко, Е. А. Салиас и др. С 1900 по 1917 год владельцами этого дома были банкиры — братья Иван, Исаак, Николай и Афанасий Исааковичи Джамгаровы. С конца XIX века в доме долгое время находилось “Русское фотографическое общество”, активными членами которого были ученые Московского университета К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, Н. А. Умов и др. В заседаниях этого общества принимали участие практики-специалисты, владельцы фотографий. Здесь же была и редакция журнала “Вестник фотографии”. С начала XX века в доме располагались: магазин “Общества распространения полезных книг” и несколько других книжных, два нотных магазина, редакция журнала “Русское обозрение”, магазины ремесленных изделий и игрушек, ювелирных вещей и драгоценных камней. Привлекали к себе кофейня и кондитерская торгового дома “Сиу С. и К°”. После 1917 года в доме размещались райсовет Городского района, Курсы усовершенствования врачей Министерства здравоохранения, несколько научных медицинских обществ. В настоящее время в здании работает Государственная публичная научно-техническая библиотека России, основанная в 1958 году.

Еще в 1811 г. он вместе с генерал-майором Е.И. Бланкеннагелем основал один из первых в России свекловично-сахарных заводов. Тогда сахар в Россию привозился из-за границы и был очень дорогим. А.И. Герард всячески пропагандировал успехи своего предприятия и призывал к устройству аналогичных заведений. И сейчас поражает многосторонность его таланта: архитектор, инженер, изобретатель, специалист по сельскому хозяйству.

 Эти опыты привели к заключению договора с генералом Бланкеннагелем о строительстве на паях крупного свеклосахарного завода в селе Алябьево Тульской губернии.  Создателем и организатором промышленного свеклосахарного производства в России является Я.С. Есипов. Он, как один из великих патриотов России сочетал в себе качества изобретателя, конструктора, ученого и др. Бланкеннагель осуществлял при строительстве завода в Алябьеве роль инвестора. В своих воспоминаниях Есипов писал "...несообразность наших нравов заставила нас разойтись и поставить новое при свидетелях условие..."

АЛЯБЬЕВО

Вошло в историю появлением в нем в 1802 году первого в России и второго в Европе завода, вырабатывающего сахар из белой свеклы. Это был так называемый русский способ - с применением извести. За рубежом для очистки свекольного сока использовалась серная кислота, но вскоре и там стали использовать российскую технологию, применяемую, кстати и по сей день. Разработал ее основы русский ученый, академик Т. Ловиц, первым же внедрил в практику русский помещик Я. Есипов. Опробовав способ на своей сахароварне в имении под Москвой, он затем построил в сельце Алябьево ( тогда Тульской губернии ) целый завод. Ежегодно иностранцам выплачивались миллионы рублей за сахар, оставить эти деньги в России, умевшей тогда перерабатывать только сырец, - вот была главная идея этого патриота.

Сохранилось подробное описание предприятия и процесса производства. Коротко оно выглядело так. Очищенную вручную свеклу мыли и растирали, отжимали из полученного "киселя" сок и разливали в баки, добавляя на каждые 10 ведер 2 фунта извести. Затем нагревали, процеживали, кипятили до густого сиропа : охлаждали и разливали в специальные конические горшки, из которых в течение длительного времени ( около 2 месяцев ) медленно вытекала патока, оставляя кристаллы сырца. Из него с добавлением бычьей крови варился чистый сахар - песок. Интересно, что к чистой выгоде отечественного производства этого продукта добавились и возможность производить спирт и всевозможные напитки, а отходы его шли в животноводство и было замечено, как прибавлялось и делалось гуще молоко у дойных коров от патоки.

Просуществовал завод, к сожалению, недолго. Поначалу рассорились его компаньоны создатели Яков Степанович и генерал-майор Егор Иванович Бланхенногель, причем последний ввел в заблуждение многих современников, приписав себе основные заслуги в успехах производства. Не раз за свою историю завод горел, и пожаром 1854 года был уничтожен окончательно.

БЛАНКНАГЕЛЬ (Бланкеннагель), Егор Иванович (год рождения неизвестен -1813)

Основатель первого в России свеклосахарного завода (совместно с Я. С. Есиповым). Завод был открыт в 1802 в поместье Б., в селе Алябьеве Чернского уезда Тульской губернии

...Немцы удивительно легко и гармонично вошли в жизнь России. Еще в 1763 году после манифеста Екатерины Великой: "Всем иностранным дозволяем в Империю нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех наших губерниях... Всем прибывшим в Империю Нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно... Не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию никаких в Казну Нашу податей платить и никаких обыкновенных, ниже чрезвычайных служб служить, равно постоев держать, и словом заключить, от всяких налогов и тягостей свободны..."

Остановимся еще на одной экспедиции в Среднюю Азию в конце XVIII в. - это поездка из Оренбурга в Хиву майора   Бланкеннагеля   в 1793-1794 г.г. Формальным поводом поездки   Бланкеннагеля   послужило приглашение его как врача для лечения хивинского хана. В путевых заметках (изданы в 1858 г.)   Бланкеннагель   настолько преувеличивает изобилие золота и серебра в районе хребта Султануиздага, что Хиву он сравнивает с Перу, в котором в те времена добывалось много золота и серебра. В путевых заметках довольно полно перечислены все основные сельхозкультуры - сорочинское пшено (рис), пшеница, джугара, просо, горох, бобы, чечевица, "хлопчатая бумага" (хлопок), табак, кунжут. Наконец названы традиционные огородные и бахчевые культуры и фрукты: дыня, арбуз, морковь, персики, яблоки, абрикосы, груши, виноград.

Весьма интересны приведенные   Бланкеннагелем   известия о прежних орошаемых землях в низовьях Амударьи: "Земля по обеим берегам Амударьи была прежде обитаема и вчетверо больше заселена, нежели ныне; целые города и села, гораздо лучшего построения, нежели нынешние, стоят пустыми".

роду Стрешневых. Этот род считался незнатным до 1626 года, когда на Стрешневой Евдокии женился царь Михаил Федорович Романов, сын патриарха Филарета, двоюродного брата покойного царя Федора Иоанновича из династии Рюриковичей. От этого брака было 10 детей, в том числе будущий царь Алексей Михайлович.

Елизавета Стрешнева была женщиной неординарной, и через год после смерти отца она добилась своего. Это был брак по трезвому расчету, в котором она смогла, по собственному признанию, и уважать мужа, и властвовать над ним. Она сумела сохранить за вотчиной свою фамилию и в 1803 году после смерти двоюродного брата, на котором мужская линия фамилии Стрешневых прекратилась, добилась официального права называться со всем своим потомством Глебовыми-Стрешневыми

 

   

 

 

 

 

г.
Совершенно секретно

Члену Военного Совета Западного фронта
т. БУЛГАНИНУ

РАЗВЕДСВОДКА №27

К 23.00 23.11.41 г.

    <...>
    По агентурным данным, в Шаликово немцами объявлен приказ, в котором указывается, что заводы будут работать по-прежнему, колхозы временно остаются, руководить колхозами будут надежные люди. В населенных пунктах будут выбраны старосты. Советские деньги временно остаются в обращении.
    Из Анашкино население выселено, все дома деревни заняты солдатами противника, которые говорят, что если они, немцы, будут отступать, то все население уведут с собой. Население Анашкино голодает, если что достают из продуктов, то едят так, чтобы не видели немцы, так как последние отбирают все, даже куски хлеба у детей.
    В Архангельском немцы в дневное время пускают местных жителей в дома греться, в ночное время никого не впускают. Солдаты в Архангельском так же говорят, что если будут отступать, то все население уведут с собой.
    Немецкие солдаты питаются плохо, на обед 21.11 было выдано: по кружке сладкой воды и по 300 гр. хлеба. Солдаты собирают и едят мерзлую капусту.
    <...>

   

Начальник Можайского сектора НКВД
ст. майор госбезопасности ЛЕОНТЬЕВ

ЦАМО СССР. Ф. 208. Оп. 2524. Д. 18. Л. 39

ночью с 21 на 22 ноября две группы советских разведчиков-диверсантов перешли линию фронта и направились в тыл противника. Им предстояло выполнить особое задание.Задание группе Павла Проворова было следующим: "проникнуть за линию фронта с задачей сожжения населенных пунктов в тылу противника, в которых находятся части противника.

По заданию они обязаны сжечь следующие населенные пункты, занятые немцами: Анашкино, Петрищево, Ильятино, Пушкино, Бугайлово, Грибцово, Усатново, Грачево, Михайловское, Коровино".

Далее уточнялось: "После уничтожения этих пунктов задание считается выполненным. Срок выполнения задания 5-7 дней с момента перехода линии фронта".

(ст. “О подвиге и подлости” 16 Февраля 2002 года Красная звезда)

Про какое Анашкино идет речь неизвестно но судя по карте про другое.

Местные жители утверждают, что фашисты были в деревне 2-3 недели, и ушли.

После войны оставалось 3-4 дома.

 

 

 

     



Hosted by uCoz